САКАРТВЕЛО –
ТАИНСТВЕННАЯ НЕЗНАКОМКА

…Там, где вьется Алазань,
Веет нега и прохлада,
Где в садах сбирают дань
Пурпурного винограда,
Светло светит луч дневной,
Рано ищут, любят друга…

Ты знаком ли с той страной,
Где земля не знает плуга,
Вечно юная блестит
Пышно яркими цветами
И садителя дарит
Золотистыми плодами?..
(стихи Александра Грибоедова)

ПИТАРЕТИ — действующий мужской монастырь XIII века в крае Квемо Картли. Был построен во времена правления грузинского царя Лаши Георгия. Во время нашествия хорезмийцев и монголов монастырь частично был разрушен. Позднее был восстановлен и немного перестроен – появились колокольня, стены вокруг монастыря, винный погреб (в 1696 году), усыпальница и хозяйственные постройки. Питаретский монастырь пострадал от землетрясения 1988 года, были повреждены купол и перекрытия собора Рождества Пресвятой Богородицы. В конце 90–х был восстановлен, а затем освящен. В 2007 году возобновил свою деятельность Питаретский мужской монастырь.
Мой самый любимый монастырь в Грузии.

ЦВЕРИ – об этой маленькой церкви, одиноко белеющей на странной формы скале в крае Квемо Картли, практически нет никакой информации. Кто говорит, что она VI века, а кто – ХХ-го. Да может это уже и не так важно. Главное – она существует, относительно труднодоступна, но до нее можно добраться и приложиться ладонями к побеленным стенам, почувствовать невероятное притяжение многочисленных икон Святого Георгия.

 

МАДАТАПА – озеро в крае Самцхе-Джавахети, расположенный совсем рядом с армяно-грузинской границей. Здесь настоящий рай для перелетных птиц, где одни отдыхают, а другие – вьют гнезда. В месяцы миграций – кто на север, а кто на юг – в крае селятся многочисленные стаи пернатых. Здесь можно встретить аистов и уток, цапель и серых журавлей, черных ибисов и даже кудрявых пеликанов. Мадатапа – идеальное место для бердвотчинга!

САРО – циклопическая крепость в одноименном селе, расположенном в крае Самцхе-Джавахети. Датируется II – I тысячелетиями до н.э. Комплекс делится на три фортификационных сооружения – Нижняя крепость, Верхняя крепость и Новая крепость. Стены циклопической крепости были возведены на скале сухой кладкой, что характерно для мегалитической культуры. В кладке использованы огромные обработанные базальтовые камни, выложенные практически симметрично. Высота стен доходила, предположительно, до 3 м.
На территории мегалитического комплекса Саро также расположена церковь Архангелов.
Из крепости Саро открывается великолепный вид на ущелье реки Мтквари/Куры!

ДАРБАЗИ – жилой дом месхетинцев, этнографической группы грузин, говорящей на месхской группе диалектов грузинского языка. Дома строились по принципу крепости – в нем можно было спрятаться от врага, а также у месхи дом ассоциировался с храмом, поскольку семьи поколениями жили в одном жилище, и оно наделялось сакральной ценностью, было пропитано гвари (духом фамилии).
Устройство дома, его интерьер и местоположение много говорили о социальном статусе семьи – жилище должно было отвечать оборонительным, хозяйственным и бытовым функциям. Поэтому жилье  представляло собой комплекс из нескольких построек, отвечающих обозначенным задачам. Но такую роскошь позволить себе могли немногие, поэтому наиболее распространенными оказались одиночные дома, включающие в себя все эти функции. Одним из таких типов и являлся дарбази – дом, обычно состоявший из одной большой жилой комнаты. Слово в переводе с грузинского и означает «зал». У конструкции очень долгая история – примерно 3000 лет. Данный вид дома имеет брусковое покрытие и землянистую (с насыпанным грунтом) крышу. Основным элементом являются дедабодзеби (дословно – «матери-столбы») – два столба, на которые опирался переклад, балка, а сверху крепилась вся система крыши, которую называют короной из-за визуального сходства и функции, ибо она венчает дом. Корона завершается эрдо–люком, откуда выходили дым, пар и попадал свет, достаточный для всего жилища.
В Самцхе дом по плану квадратный, имел 8–12 подбоченных стеной столбов и покрывающий все жилище коронообразный купольный свод, а также богато украшенный орнаментом камин. Согласно народным преданиям, раньше для главной колонны дедабодзи использовалось живое дерево с корнями. Благодаря своеобразию конструкции коронообразный дом хорошо выдерживал землетрясения. На фото – дом месхетинца в селе Саро.

САПАРА/Сафара – православный мужской монастырь в крае Самцхе-Джавахети. Предположительно, Сапара существует с IX века. В конце XIII века Сапара стала владением рода Джакели. В Сапаре можно увидеть великолепные фрески XIV века, которые неплохо сохранились. На х некоторых фресках изображены портреты князей Джакели. В 1877–1878 годах монастырь был разорён мусульманами, в 1893 году восстановлен.

ДАШБАШСКИЙ КАНЬОН в селе Дашбаши многонационального края Квемо Картли. Здесь проживают не только грузины, но азербайджанцы, армяне и греки. Так сложилось исторически. Название переводится как «село на камне». А каньон знаменит своими водопадами. Спуск в ущелье запоминается красивой природой, ароматами трав, шумом шустрой реки Храми/Кциа, звоном падающих струй многочисленных водопадов. Над ущельем парит церковь Святого Георгия Х века постройки. Над каньоном повис 240-метровый стеклянный мост, с рестораном в форме бриллианта, и говорят, что он претендует на включение в Книгу рекордов Гиннесса, как самый высокий подвесной ресторан в мире. К водопадам обустроили тропу длиной чуть больше километра. Вход платный – 50 лари для иностранцев.
Рекомендую посетить каньон Дашбаши – уверена, что он останется в памяти как одно из самых красивых и необыкновенных мест Грузии.

ТРУСОВСКОЕ УЩЕЛЬЕ – это великолепная природа, руины старинных башен и развалины осетинских поселений, минеральные источники, благодаря которым здешние места называют Долиной нарзанов, бездонное голубое нарзанное озеро, то и дело выпускающее пузырьки природного газа, река Терек, начинающая свой бег неподалеку, из ледников горы Казбек. Я называю эту местность Планета Трусо. Таинственная, с иноземными пейзажами.
Как гласят предания, Трусовское ущелье 7 раз опустошалось и заселялось вновь. Но лишь в XV веке здесь обосновались предки современных осетин. В XVII веке в Трусо было уже 8 осетинских селений. К тому времени и относится большинство древних строений, сохранившихся здесь. Отчасти или полностью сохранилось 25 башен и замков, 15 святилищ. Здесь проживали представители 52 осетинских фамилий, выходцев из различных ущелий Северной Осетии.
Протяженность ущелья 30 км. В конце (можно разглядеть на некоторых фото) расположилась на холме крепость Закагори, существующая примерно с ХIV века. С ее древних стен открываются потрясающие виды на верховья Терека. Недалеко от крепости – КПП с пограничниками, и без спецпропусков дальше не пробраться. Этот пост – последняя точка Грузии. Дальше – Северная Осетия…

САМШВИЛДЕ – место, которое я называю «Здесь остановилось время». Город–призрак, один из самых загадочных исторических объектов  Грузии. Расположен в крае Квемо Картли, на мысу, естественно укрепленном  слиянием рек Кциа и Чивчави.
…Весной 1440 года вождь каракоинлов Джехан Шах двинулся на Грузию. Вся страна отмечала святой праздник Пасхи. Неожиданно шейх с 20-тысячной ратью пересек границы Грузии и окружил Самшвилде. После 50 дней осады город, измученный голодом и жаждой, был взят обманом. Оставшаяся без помощи извне крепость пала. Джехан Шах обещал защитникам города, что великодушно их помилует. Но как только взял город, забыл об обещании и утопил Самшвилде в крови. Все церкви и крепостные сооружения были разрушены, население разграблено и истреблено. По приказу шаха, у ворот города поставили минарет, сооруженный из 1664 отсеченных человеческих голов, а 9400 грузинских пленных отправили в Персию, оставив страну полностью разоренной. Такова история гибели Самшвилде…

САМШВИЛДЕ – руинированный город-призрак в регионе Квемо Картли. Основан примерно в III веке до н.э. В средние века это был важный бастион, а также оживлённый коммерческий и промышленный город. Самшвилде несколько раз переходил из рук в руки иноземцев. В конце X века он стал столицей армянского Ташир-Дзорагетского царства, позднее был захвачен сельджуками, а после их разгрома в 1064 году был включён в состав Грузинского царства. С середины XIII века, после падения Грузинского царства, Самшвилде пришёл в упадок и утратил своё военное значение. В конце XVIII века он был в руинах. Город занимает территорию в виде треугольника на мысе – в месте слияния рек Храми и Чивчави и разделен на три основные части. Включают в себя руины нескольких церквей, цитадель, дворцы, дома, мост через реку Чивчави, водные цистерны, бани, кладбище и другие сооружения.

САМШВИДСКИЙ СИОН – ныне в руинах, самый узнаваемый памятник Самшвилде. Возведен в VII веке, разрушен турками в 1578 году. Рядом базилика – предположительно, армянская церковь, построенная в Х или ХI веке. Еще один храм представляет собой церковную комнату с выдающейся апсидой и надписью на стене на грузинском языке, в которой упоминается царь Грузии Давид IV. среди которых Самшвилдский Сион VII века, разрушенный турками в 1578 году.

 

ПИРГЕБУЛИ — средневековый грузинский православный монастырь в долине реки Храми в крае Квемо Картли. Датируется XII–XIII веком. Пиргебули состоит из нескольких сооружений разной степени сохранности. В 2007 году монастырь был включён в список недвижимых культурных памятников национального значения Грузии.

ШАВНАБАДА – храм во имя Георгия Победоносца. «Во время нападения врагов малочисленная грузинская армия ночью молилась у подножья горы, на вершине которой находилась эта церковь. Ожидая на следующий день битву, грузинские воины усердно просили Святого Георгия о помощи. На рассвете все увидели всадника, который галопом спускался с вершины горы. Зрелище было настолько впечатляющим, что численно превосходящее войско противника побежало. Ободренные грузинские войны победили почти наполовину сократившуюся армию захватчиков. После победы военачальник наградил черной буркой воина, который спустился с вершины горы и отличился своей храбростью в бою. Когда все поднялись в церковь, чтобы отслужить благодарственный молебен, воин в черной бурке весь осветился необыкновенным светом, и люди узнали в нем Святого Георгия. После этого гору и церковь назвали Шавнабада – черная бурка» .
Когда-то на этом месте стояла грузинская церковь. Ее построили в XVIII веке, затем она перешла к армянам, которые ее перестроили. И уже позднее грузинами были выстроены новый храм и колокольня.

АЛГЕТСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ. Если говорить сухим языком Википедии,  это искусственный водоем на реке Алгети, в крае Квемо Картли. Река Алгети – самая крупная река края. Алгети является притоком реки Куры и относится к бассейну Каспийского моря. Длина реки составляет 108 км.
Если же говорить языком человека, попавшего в эти места в самый разгар весны… Да что говорить? НЕТ СЛОВ!)

БЕРТА – монастырь в одноименном селе края Квемо Картли. На территории Берта есть ручей, в русле которого сделан небольшой бассейн (в основании древней постройки), в котором проживает форель. Форель та необычная, с мозгами, коих обычно у рыб не бывает). 
Во–первых, форельки (а их тут 20–30 особей) почемуто не уплывают по ручью на грузинские просторы, а все время живут в этом бассейне, прячась от постороннего взгляда. Во–вторых, рыбы выходят на свет божий только тогда, когда один из монахов начинает бросать в воду кусочки вареных яиц. Это основная рыбья еда. Больше форели ничего из еды не дают. Так что, выманить форель какимито другими деликатесами вряд ли получится.) В–третьих, рыбами управляют форелевые король и королева. С давних пор им присвоены имена  Василий и Василиса. Василий недавно приказал долго жить. Когда умрет Василиса, рыбы снова выберут себе короля и королеву. 
В монастыре Берта относятся к рыбам с особым вниманием и почетом, как к святым. Да и место само ухоженное, тихое, святое! Во время нашего посещения монах решил познакомить нас с форелевым царством и начал крошить в бассейн вареные яйца. Моментально нарисовалось несколько особей, которые начали активно поедать яство. Среди рыб особенно выделялся очень крупный, в нарядной мантии, экземпляр. Видимо, это была сама королева Василиса! Хорошо выглядит, хотя уже в возрасте! Вот что значит здоровый образ жизни).

 

САМТАВИСИ – кафедральный собор, распложенный недалеко от города Гори. Один из самых известных памятников средневековой грузинской архитектуры. Собор Воскресения Христова построен в 1030 году зодчим Илларионом Самтавнели. Храм является первым собором Грузии, в котором применён декор, насыщенный орнаментом. В храме сохранились фрагменты росписей XVII века. Первый храм на этом месте был построен предположительно в 472 году, при царе Вахтанге Горгасале. Он имел форму базилики и фрагменты его фундамента сейчас находятся под полом собора. В середине VI века один из ассирийских отцов, Исидор Самтависский, основал Самтависскую епархию. Он был похоронен в главном храме, и его могила сейчас находится в левом приделе собора.

ХРАМИ (второе название – Кциа) – река, длиной 200 км, является притоком реки Мтквари (Кура). Течение Кциа, берущей свое начало на Триалетском горном хребте, в крае Квемо Картли становится размеренным и плавным. Но в половодье или после ливней река показывает свой крутой характер и буквально разрывает в своем ущелье сомнительное деревянное сооружение, называемое подвесным мостом. А ведь только по нему раньше можно попасть к таинственным историческим объектам, посещение которых напрямую зависит от уровня воды в реке – к монастырю Питарети и в крепость Хулути. Теперь там построили небольшой автомобильный мост, а старый превратился в этакий аттракцион. Когда я там оказалась впервые, то пойти по мосту не решилась. Но в следующий приезд – через полтора года – мост был взят!)

ХУЛУТИ – крепость в крае Квемо Картли, построенная в первой трети XVII века. Расположенная таким образом, чтобы перекрыть проход по ущелью, Хулути состоит из нескольких башен разной высоты, пристроенных к крепостной стене. «В тяжёлые для Грузии времена владычества иранского шаха Аббаса I некий знатный грузин по имени Вахтанг был обращён в мусульманство. Тем не менее, он прислал правителю здешних мест – Каплану Орбелиани – письмо, в котором сообщал, что, несмотря ни на что, остаётся в душе христианином. К письму прилагалась крупная сумма денег для покупки церковной утвари и для украшения одной из Питаретских церквей. Однако обстоятельства сложились так, что Каплан был вынужден истратить подарок на постройку неприступной Хулутской крепости. Узнав об этом, Вахтанг прислал дополнительные деньги, которые были потрачены уже по их прямому назначению».

УБИСА – церковь, которую построили ещё при абхазских царях. С того времени сохранилась однонефная базилика Святого Георгия, основанная святым Григорием Хандзтели. В 1141 году Свимон Чхондидели, приближенный царя Давида Строителя, возвел рядом с храмом жилую башню в 4 этажа, от которой сейчас сохранились только 3. Здесь же можно увидеть фрагменты оборонительной стены XII века. Уникален не только сам храм, выстроенный из ракушечника, но и хорошо сохранившиеся фрески XIV века. Ради этих потрясающих росписей и едут в Убису.

НАЗУКИ – сладкие булки, которые по традиции пекут на Новый год, но в Сурами продают круглогодично и почти круглосуточно). 
Назуки пекут из того же теста, что и лепешка пури. В основе – вода, мука, соль и дрожжи, добавляют также специи или изюм. Выпекают назуки так же, как и лаваш, в тонэ – специальной круглой печи. Нет ничего вкуснее, чем, двигаясь по Рикоти на авто навстречу приключениям, уплетать за обе щеки горячую ароматную грузинскую булку с игривым названием назуки!)

 

КВЕШИ – старинная крепость недалеко от города Болниси. Почти со всех сторон неприступная, Квеши построена – между VII-IX веками – на вершине высокой скалы. Укрепление контролировало дорогу из Самшвилде в край Джавахети. До конца XVIII века Квеши служила одним из главных форпостов для сдерживания вражеских сил, проникающих в этот регион с южного направления.
Со стен симпатичной крепости открывается красивый на край Квемо Картли.

БОЛНИССКИЙ СИОН – самый древний христианский храм Грузии, возведенный еще в IV-V веке н.э. Базилика построена еще во времена царя Вахтанга Горгасали. Здесь были также найдены древнейшие образцы грузинского письма. 
На фасаде храма запечатлен крест, позднее названный Болнисским. В настоящее время этот крест является одним из символом Грузии и изображен на флаге страны – белом полотнище с большим прямым красным крестом в центре и четырьмя одинаковыми малыми красными Болнисскими крестами в углах.

ЦУГРУГАШЕНИ – церковь, расположенная в крае Квемо Картли, была построена еще во времена царствования Лаша Гиорги IV – в эпоху Золотого века Грузии. Цугругашени является действующим мужским монастырем. Церковная зала в храме очень маленькая, в ней нет каких-то впечатляющих росписей. Но находиться там очень приятно и душевно! А с территории вокруг Цугругашени открываются красивые виды на Болнисскую часть Квемо Картли.

КВЕМО БОЛНИСИ — небольшое село Болнисского муниципалитета края Квемо Картли. Население — практически полностью азербайджанское. Но есть и армяне, и грузины. И все дружно уживаются между собой. Сюда стоит приехать, чтобы побывать в Болнисском Сионе, храме Цугругашени и церкви Квемо-Болниси. А если проехать чуть дальше, то можно забраться на крепость Поладаури.

ГУДАРЕХИ – грузинский православный монастырь XIII века, расположенный в крае Квемо Картли. Комплекс состоит из главной зальной церкви, посвященной Богородице, отдельно стоящей колокольни и руин различных строений, таких как дворец, кельи, часовни, винный погреб и конюшни.
Внутри церкви сохранились выцветшие, частично осыпавшиеся фрески с изображением архангелов, сопровождаемые греческими надписями XVII века, вероятнее всего, изображающих архангелов Михаила и Гавриила, а также святых Георгия, Димитрия и Феодора. Сохранившиеся фрагменты каменного иконостаса XII века были перенесены в Грузинский национальный музей в Тбилиси.
Очень красива отдельно стоящая каменная колокольня. Построенная в 1278 году, она считается самой старой датированной колокольней в Грузии. Надпись, выполненная шрифтом «асомтаврули», на восточной стене посвящена памяти царя Грузии Деметре II и священника Авраама.

ДМАНИСИ – это остатки большого города, который возник ещё в бронзовом веке. Прекратил свое существование, предположительно, в XVI веке. На территории городища находится храм, крепость и руины, которые до сих пор исследуются археологами.  Ученые считают, что люди здесь селились ещё с раннекаменного века, но то были не поселения, а просто стоянки охотников. Поселение появилось в Дманиси примерно в период раннего бронзового века – около 3000 года до н.э. Полноценный город был построен, предположительно, в VII веке, а документально упоминается в IX. Именно в VII веке был возведен и Дманисский Сион. Также на территории есть несколько изваяний каменных баранов и коней – надгробий, сохранившихся, возможно от мусульман.
В 1991 году при раскопках очередного хранилища археологи нашли человеческую челюсть. Чуть позднее и весь череп. Выяснилось, что этим находкам 1 850 000 лет. В 2005 году нашли еще 5 позвоночных костей. Сейчас это самые древние известные науке позвоночные кости. Этих существ назвали «Человеком грузинским» (Homo georgicus). 

КВЕМО КАРТЛИ осенью. Зарисовки.

Организация и сопровождение туров

Разработка маршрутов
для группового и индивидуального туризма

×